Музыка военных лет

В честь 70-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем бессмертный подвиг нашего народа - всех, кто сражался в годы войны на фронте и в тылу. Совершить этот подвиг помогла в том числе и музыка – с песнями шли в бой, они вселяли силу и уверенность в Победе. Неудивительно, что мелодии военных лет до сих пор любимы всеми поколениями россиян. Ретро FM предлагает вам вспомнить историю этих легендарных песен и еще раз их послушать.


«День Победы»

В 1975 году в СССР готовились отмечать 30-летие Победы в Великой Отечественной войне. По случаю праздника Союз композиторов объявил конкурс на лучшую песню о войне, в котором предложили принять участие известному советскому поэту-песеннику и ветерану Великой Отечественной войны Владимиру Гавриловичу Харитонову.

«Давно мечтал об этой песне. Но все не находилось главной строчки, которая бы определила весь ее настрой. И вдруг однажды вырвалось: «Это радость со слезами на глазах…» Да, конечно же, именно это — самое главное!.. И тут же, сразу, буквально на одном дыхании, написал весь припев», — вспоминал позже Владимир Харитонов о создании песни «День Победы».

 

Этот День Победы порохом пропах,

Это праздник с сединою на висках.

Это радость со слезами на глазах.

 

Когда текст был готов, поэт отдал его композитору Давиду Тухманову. И через несколько дней Давид Федорович позвонил Владимиру Харитонову, сообщив, что песня готова, и совместно с супругой Таней Сушко исполнил новую песню прямо по телефону.


Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели, —

Этот день мы приближали, как могли.

 

Первое время единственным исполнением песни «День Победы» была запись «Голубого огонька» в канун 9 мая 1975 года в исполнении Леонида Сметанникова. И только спустя полгода, 10 ноября 1975 года, на концерте, который транслировался в прямом эфире, её спел Лев Лещенко - в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра под управлением Юрия Силантьева. После этого «День Победы» полюбила и стала петь вся страна!

Лев Лещенко - День Победы


«В землянке»

Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», родилась совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста газеты «Красноармейская правда» Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье и отправил ей в письме.

Это было всего 16 «домашних» стихотворных строк, которые автор не собирался нигде публиковать, и тем более передавать кому-либо для написания песни, но стихи все же вошли в историю.

В начале 1942 года в Москву проездом на несколько дней заехал композитор Константин Листов, который позже вспоминал:

"Я позвонил Алексею Суркову и попросил дать что-нибудь «певческое». В ответ Сурков, характерно окая, сказал: «Костюша, „что-нибудь“ — нет. А вот я написал тут один стишок — письмо жене, она в эвакуации. Прочти, может, что получится...»"

Листов поехал в типографию «Гудок», где в то время размещалась редакция «Красноармейской правды», и получил от поэта заветный листок. Сам Сурков не предполагал, что из этой затеи выйдет что-либо путное, но его стихи полностью захватили композитора лирической силой и искренностью. Уже через неделю Листов вернулся в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню:


Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза…

 

Он же стал первым исполнителем этой песни, а в дальнейшем ее включали в свой репертуар многие популярные артисты.

Владимир Трошин - В землянке


«Давай закурим»

Впервые стихотворение под названием «Давай закурим» было опубликовано 22 января 1942 года с небольшим рисунком и подзаголовком «Песенка Южного фронта».


О походах наших, о боях с врагами

Долго будут люди песни распевать,

И в кругу с друзьями часто вечерами

Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать…

 

Стихи привлекли внимание многих композиторов, которые впоследствии написали более двух десятков мелодий этой замечательной фронтовой песни. Однако в песенную антологию Великой Отечественной войны вошла музыка, сочиненная Модестом Табачниковым. Вместе с автором стихов этой песни, поэтом Ильей Френкелем, он воевал на Южном фронте и первым сочинил музыку к этим строчкам, посвященным солдатской дружбе и верности долгу.

Авторы песни исполняли ее на концертах, а когда М. Табачников вместе с фронтовым театром «Веселый десант» приехал в Москву, он показал песню Клавдии Шульженко. Певица включила «Давай закурим» в свою программу, посвященную городам-героям, премьера которой состоялась 21 февраля 1943 года. Именно после этого концерта песня «Давай закурим» стала всюду известной, зазвучала по радио и впоследствии неоднократно издавалась на пластинках.

После окончания войны Клавдия Шульженко изменила текст песни и стала петь ее со словами, в которых уже не упоминались ни Южный фронт, ни Таганрог, ни Ростов, про которые пелось в изначальном варианте.

Клавдия Шульженко - Давай закурим


«Мишка - Одессит»

Впервые стихотворение Владимира Дыховичного «Одессит Мишка» было опубликовано в конце 1941 года. Это был отклик на события, связанные с героической обороной Одессы моряками-черноморцами. Вскоре композитор-фронтовик Модест Табачников написал к этим стихам музыку. Песню полюбили на Южном фронте и она была включена в программу выступлений военного театра, в котором Табачников являлся автором большинства номеров.

Однако всенародную известность песне про одесского моряка Мишку принесла музыка, написанная чуть позже пианистом Государственного джаз-оркестра под руководством Л. О. Утесова - М. П. Воловацем.

Первым ее исполнителем, во многом способствовавшим успеху и широкому распространению этой песни, был сам Леонид Осипович. Он пел ее в концертах, записал в годы войны на грампластинку, исполнил в одном из фильмов, снятых в ту пору.

Песня «Мишка - Одессит» в исполнении Леонида Утесова была одной из самых популярных во время Великой Отечественной войны.


Широкие лиманы,

Зеленые каштаны,

Качается шаланда

На рейде голубом.


Проникновенное, очень артистичное исполнение Утесова всегда брало за душу. Особенно сердечно воспринимались строчки, когда Мишка покидал оккупированную Одессу и когда позднее возвращался победителем в свой родной город.

Популярность этой песни на фронте была так велика, что в дни освобождения Одессы от фашистских захватчиков автор стихов написал ее продолжение под названием «Мишка вернулся в Одессу», которое было опубликовано в газетах 12 апреля 1944 года.

Леонид Утесов - Мишка - Одессит


«Синий платочек»

Счастливая и необычная судьба у песни «Синий платочек»: она родилась дважды.

В довоенный 1939 год в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». На одном из концертов в саду «Эрмитаж» побывал поэт и драматург Яков Галицкий и услышал незатейливую мелодию, написанную и исполненную композитором и пианистом Ежи Петерсбурским.Прямо во время концерта поэт начал писать текст на понравившуюся мелодию, и уже через два дня первый довоенный вариант песни «Синий платочек» исполнил солист ансамбля Станислав Ландау.


Порой ночной 

Ты распрощалась со мной, 

Нет прежних ночек, где ж ты, платочек, 

Милый, желанный, родной? 


Лирическая песенка быстро стала шлягером и в течение двух лет в таком варианте ее исполняли многие артисты. Но потом началась война и стране стали нужны другие песни. Поэтому и появились новые «военные» строки песни, в основе которых лежал текст Якова Галицкого.


За них, родных,

Желанных, любимых таких.

Строчит пулеметчик за синий платочек,

Что был на плечах дорогих!


Именно такой песни ждали люди в то время и на фронте и в тылу. Песня «Синий платочек» стала настоящим символом Великой Отечественной войны, а образ певицы Клавдии Шульженко с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным. 

Клавдия Шульженко - Синий платочек


«Темная ночь»

В 1943 году на Ташкентской киностудии, куда в годы войны были эвакуированы основные силы советского кинопроизводства, шли съемки фильма «Два бойца» по повести Льва Славина «Мои земляки», в которой рассказывается о фронтовых буднях двух боевых товарищей Аркадия Дзюбина и Александра Свинцова.

Роль неунывающего Аркаши Дзюбина в фильме сыграл Марк Бернес, который и спел ставшую знаменитой позже песню «Темная ночь», написанную буквально за один день для съемок сцены в землянке фильма «Два бойца».


Темная ночь, только пули свистят по степи, 

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь… 

Из мемуаров композитора Никиты Богословского:

«В фильме никакие песни поначалу не планировались, должна была звучать только оркестровая музыка. Но как-то поздно вечером пришел ко мне режиссер картины Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». И так поразительно поставил, точно, по-актерски сыграл эту несуществующую еще песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию «Темной ночи». Поэт Владимир Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же, очень быстро, почти без помарок написал стихи на уже готовую музыку. Разбудили Бернеса, уже глубокой ночью раздобыли гитариста, поехали на студию и, в нарушение правил, взломав замок в звуковом павильоне, записали песню. А наутро уже снимался в эпизоде «Землянка» под эту фонограмму».

После выхода фильма «Два бойца» на экран 6 октября 1943 года «Темная ночь» стала одной из самых популярных военных песен в Советском Союзе. Существует легенда, что первая матрица пластинки с песней в исполнении Ивана Козловского пострадала от слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании. 

Марк Бернес - Темная ночь


«Катюша»

Стихи к будущей песне Михаил Исаковский начал писать в 1938 году – тогда, вдохновленный природой родного края, он написал первое четверостишье, которое вскоре стало известно на весь мир.


Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой

 

Но, после первых двух строф, работа за­стопорилась... Как признавался Исаковский, он долго не мог понять, что же дальше делать с Катюшей, которую заставил выйти "на высокий берег на крутой".  И вот однажды в редакции газеты "Правда" он познакомился с композитором Матвеем Блантером, которому и показал это четверостишье. Именно Блантер настоял на том, чтобы поэт написал продолжение.

Впервые «Катюша» прозвучала 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Вместе с оркестром под управлением Виктора Кнушевицкого её исполнила известная эстрадная певица Валентина Алексеевна Батищева. В тот день офицерский корпус, заполнивший зал, трижды вызывал песню на "бис".  «Катюша» сразу же покорила сердца слушателей. Ее пели чуть ли не все профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, армей­ские ансамбли песни и пляски, солисты филармонии и эстрады, ее пели на демонстрациях, собраниях, да и просто в домашнем кругу.

Когда наступила война, «Катюша» зазвучала с другими интонациями. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая была и санитаркой, и бойцом, и партизанкой. Есть версия, что именно из-за этой песни советские солдаты во время Второй мировой войны дали прозвище «Катюша»  минометам БМ-8 и БМ-13. "Привет от Катюши", – приговаривали бойцы, стреляя из минометов.

Слова песни «Катюша» были отмечены государственной премией, которую  Михаил Исаковский передал своим землякам на строительство Дома культуры. И сейчас в этом Доме культуры в селе Всходы Угранского района Смоленской области открыт мемориальный музей Михаила Исаковского, один из залов которого полностью посвящен песне "Катюша".

Анна Герман - Катюша